Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты«.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».
Кремлевский выставочный зал «Манеж».
5 апреля 2011 года в Кремлевском выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты». В экспозиции будут представлены 76 листов одной из самых значительных графических серий великого художника – иллюстрации к Библии, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии. В музейных коллекциях России произведения Шагала этой графической серии не представлены, что позволяет назвать данный проект уникальным.
О создании иллюстраций к Книге Книг Марк Захарович Шагал (1887-1985) впервые задумался еще в 1920-е годы. Тогда заказчиком проекта выступил пригласивший Шагала во Францию известный парижский торговец произведениями искусства, коллекционер и издатель Амбруаз Воллар (1866-1939). Но, по словам самого Шагала, для воплощения замысла ему было необходимо прикоснуться к живой реальности, стоящей за Библией как за древним текстом. В 1931 году Марк Шагал совершил путешествие по «библейским» странам, провел несколько месяцев в Палестине, Сирии и Египте. Впечатления от этого путешествия, которые художник назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию в 1930-1939 гг. более тридцати гуашей и шестидесяти офортов иллюстрирующих Ветхий Завет, Пятикнижие и тексты Исайи. Библейская тематика уже никогда не покидала творчества художника. Однако задуманное Волларом издание не увидело свет: в 1933 произведения Марка Шагала были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса, Амбруаз Воллар погиб незадолго до начала второй мировой войны, а в 1941 Марк Шагал покинул Францию и вернулся на свою «вторую Родину» почти через десять лет.
В 1952-1956 Шагал вернулся к библейским иллюстрациям, обратившись к технике черно-белой и цветной литографии, максимально соответствующей его живописной манере. К 1960 появилась новая большая серия иллюстраций к Ветхому Завету. Эти работы, большая часть которых войдет в экспозицию выставки, стали своеобразным фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь. Гравюры, рисунки и картины, витражи и шпалеры, керамические скульптуры и рельефы, вдохновленные Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.
Библейские сюжеты занимают в творчестве художника почти такое же место, как и витебские. Зачастую они варьируются и дополняют друг друга. В представленных на выставке иллюстрациях зрителю легко будет узнать постоянных героев шагаловской живописи: самого художника, его любимую Беллу, витебские покосившееся заборчики и цветущие маленькие деревца, лошадок, похожих на пони, вездесущих коз и птиц. Кажется, за спасением Давида Архангелом Михаилом наблюдают витебские зеваки. Соломон шлет благословения тем же лихо отплясывающим людям, которых можно увидеть в витебской толпе. Одержав победу над грозным Голиафом, юный Давид беззаботно смеется, а, став царем, предается музицированию с самозабвением знаменитого шагаловского скрипача.
Когда-то Марку Шагалу удалось узреть в витебских нищих душу и стать библейских пророков. А в яркой выразительной серии литографий Шагал словно узнал в библейских поэтах, пастухах, царях и пророках своих витебских земляков, заброшенных в достославные героические времена, когда жизнь человеческая была наполнена чудесами, а до Бога было рукой подать – надо было только исполниться решимости и подняться на гору повыше.
По материалам пресс центра Министерства культуры РТ.