«Искусство мне видится не только как этико-интеллектуальный фактор,
но и как инструмент воспитания характера.
Я выражаю в мраморе мои действия,высекая характер и мысль» A.WILDT 1916
Невероятным открытием стал этот миланский скульптор, произведений которого так много можно найти сегодня в самых разных уголках Милана – от парков и фасадов домов до Государственного Университета, Театра Ла Скала и Монументального кладбища (одной из достопримечательностей ломбардской столицы). От всех его экспрессивных образов веет почти физически ощутимая энергия, которую мало кто из его современников-скульпторов сумел передать.
Сегодня он заслуженно признается знатоками ведущим итальянским скульптором на изломе XIX-XX веков.
Вильдт происходил из скромной семьи и рано начал работать – уже в 9 лет помогал местному брадобрею.Но быстро проявил творческие наклонности, и вскоре стал подмастерьем в скульптурной мастерской миланского мастера Джузеппе Гранди, где совершенствовал свое «чувство материала» на доводке чужих работ.
Потом учился в знаменитой Академии Брера
В этот период главной удачей начинающего художника стала встреча с Францем Розом, меценатом и первым заказчиком.
Он быстро оценил яркость дарования молодого человека, и опекал Вильдта до самой своей кончины в 1912 году.
Благодарную память о своем покровителе скульптор пронес через всю свою жизнь, охватившую период конца !9 и начала 20 столетия.
Только первые работы мастера выполнены в сугубо реалистическом ключе, в духе Антонио Кановы (не был бы он сыном Италии).
Но уже с конца 80-х годов проявляется вся сила его оригинальности, появляются первые скульптуры в его характерном, ни на кого не похожем творческом стиле, где камень дышит – как «Вдова» 1892 года, небольшой мраморный бюст, который уже так разительно отличался от работ его учителей и наставников.
Его экспрессивное и беспокоящее искусство вызывало у современников самую разную реакцию – от обожания до ненависти, сильные эмоции и страсти преследовали маэстро всю жизнь, и сказались даже на его посмертной памяти: несправедливо обвиненный нерадивыми историками в приверженности фашистскому режиму (по-видимому по причине нескольких ярких портретных образов, якобы героизирующих дуче Муссолини), он был на десятилетия забыт критикой.
Сегодня заново происходит открытие этого мощного и оригинального мастера, одного из законодателей стиля символизма рубежа столетий.
Выставка-монография в миланском Музее современного искусства необычна еще тем, что на ней представлено часто по несколько версий одной и той же работы, выполненных в разные годы и в разных материалах, иногда на расстоянии десятилетий (как «Маска идиота» или «Древний человек», «Зачатие»), чтобы попытаться передать зрителю душеные переживания мастера, терзавшие его по многу лет как наваждение, подчас не отпускавшие всю жизнь.
свобода и рабство,
власть и бесправие,
гордыня и смирение,
вера,
Мадонна,
мать и дитя,
мистическая семья – это как некие ключи к творчеству, как дневник художника, рассказанный в его работах.
Уже старшем возрасте Вильдт, признанный мастер и уважаемый горожанин, основал в Милане в 1922 году свою школу мраморной скульптуры, которая воспитала целую плеяду художников, многие из которых стали значимыми фигурами в искусстве послевоенной Италии.
Именно Вильдта называли своим Учителем Лучио Фонтана и Фаусто Мелотти – наверное, лучший итог жизни любого творца, кроме его собственного художественного наследия.
Последняя работа скульптора.Безумец (Парсифаль) 1930 бронза.
Администрация Портала о дизайне выражает благодарность за предоставленный материал
А.Коломиец – координатору и лектору курсов на русском языке HoReCa Workshop в Милане.