Рынок дизайна в Казани

Слово design английского происхождения. Изначально оно служило синонимом проекта, чертежа, узора.
Смысл дизайна был в том, чтобы создать эстетичные продукты с лучшими качественными характеристиками. Но в дальнейшем ставку на технологическую составляющую делать перестали. С 1930-х дизайн в Америке стал ассоциироваться только с изменением внешнего вида продукции и стал средством продвижения товаров на рынке.

Мода на дизайн докатилась до России с большим опозданием, когда Европа уже столкнулась с  дизайнерским кризисом. Собственно говоря, в России дизайну взяться было неоткуда. Как это ни печально, но 70 лет, наша страна провела в нерыночном пространстве. Для развития дизайна, который всегда должен отражать изменения на рынке новейших технологий, это не период, это целая эпоха!
В Советском Союзе всегда был дефицит товаров. Покупатель не был обременен выбором, какую марку предпочесть. Он был озабочен, как вообще что-то достать! Существовал государственный заказ на разработку упаковок товаров общественного питания, но они поступали либо в секцию промышленной графики при Союзе художников, либо во ВНИИТЭ – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, поэтому советского дизайн всегда был оторван от коммерции. Он не служил средством продвижения товаров на рынке, как это было в Европе.
Конечно, промышленный дизайн может возникнуть без производства, но не может без него выжить. Советские дизайнеры (или, как их тогда называли, художники-конструкторы) даже в глуши создавали достойные вещи. Например, молодой Слава Зайцев – сейчас известный российский модельер – начинал свою работу на швейной фабрике, где представлений о дизайне не было вообще никаких: во главу угла ставилось произвести как можно больше единиц товара.
В 90-х годах в России наметились сдвиги в области графического дизайна. Развернувшим свой бизнес предпринимателям нужны стали визитные карточки. Конкуренция вынуждала как-то выделяться из общей массы.


Казань, хоть и является многонациональным городом с тысячелетней историей, отстает от Москвы в плане развития рынка дизайнерских услуг лет на 5-7. Все, что было сказано о периоде Советского Союза в России, справедливо и для Казани. В Советской Татарии лидирующие места на рынке занимало швейное производство и сельское хозяйство. В этих областях ставки на эстетическое оформление продукции не было никакой. С приходом знаменитых « 90-х» с рэкетом, уличными разборками, безработицей и разрухой о дизайне не шло и речи. С улучшением ситуации в Казани в конце 90-х начались наблюдаться попытки составить достойную конкуренцию в области дизайна коллегам из других городов.
Рынок дизайна в Казани на настоящий момент, как ни печально, развит пока слабо. Есть отдельные дизайн-студии, которые действительно отвечают современным требованиям по уровню подготовки специалистов, способны показать нестандартность и самостоятельность решений в плане проектирования жилых и общественных зданий. Но большую часть занимают мелкие дизайнерские фирмы или частные дизайнеры. Нельзя говорить о том, что в них нет специалистов. Это было бы несправедливо. Но в основном частные дизайнеры и сотрудники малых фирм – это недавние выпускники КГАСА (в лучшем случае) или переквалифицировавшиеся специалисты других профессий. Такое положение вещей, конечно, напрямую отражается не только на качестве проектируемых интерьеров, но и, в конечном счете, на облике Казани в целом. Это не может не огорчать.
Дизайн – достаточно модная сфера деятельности, к тому же  приносящая неплохой доход. Поэтому на рынке образовательных услуг Казани дизайн занимает не последнее место и пользуется большим спросом. Так в 2004году конкурс в КГАСА – главный ВУЗ Казани, осуществляющий подготовку кадров в области архитектуры, градостроительства, дизайна и проектирования жилых и общественных зданий, составлял 2,5 человека на место. А к 2009г. этот показатель увеличился в разы!
Но дело в том, что на такой спрос ВУЗ ответить не в состоянии. Количество мест даже с учетом появления в институте новых кафедр недостаточно. Поэтому многие абитуриенты идут в менее престижные, непрофильные ВУЗы: Казанский Педагогический институт, Социально-Юридический, Химико-Технологический и т.д на недавно открытые там отделения. В этих ВУЗах Казани, хоть и предпринимаются попытки привлечь абитуриентов, педагогический состав не сформирован, нет четкого плана занятий, который бы отвечал современным требованиям и отражал реальные проблемы дизайна.
В первую очередь это зачастую связано с отсутствием должной образовательной базы у самих педагогов. Они мало представляют сам предмет.
Из всех возможных применений знаний в области дизайна (а их довольно много):
• Дизайн интерьера
• Промышленный дизайн
• Графический дизайн
• Рисунок и иллюстрация
• Дизайн одежды
• Анимация
• Фотография
• Телевизионный дизайн
• Шрифты и типографика
• Каллиграфия
в Казани присутствует в более-менее развитом виде графический дизайн, дизайн интерьера. Остальные направления рассматриваются в ВУЗах лишь вскользь. Казалось бы, посмотрев планы занятий, может сложиться неплохое впечатление. Но, к сожалению, они мало имеют общего с реальностью. Студенты понятия не имеют, зачем им читают «морально-устаревшие» лекции, никак не отражающие современную ситуацию, рассказывают про оборудование, которое уже не выпускают т т.д. Все потому что преподаватели работают по старым программам, а для составления новых им нужно повышать квалификацию, быть в курсе последних событий, ездить на актуальные выставки, мастер-классы, семинары и т.д. Такие педагоги есть, но их мало.
В этом смысле радует педагогический состав КГАСА. В его рядах есть преподаватели, которые, обладая большим опытом и знаниями и организовав собственные дизайн-студии, продолжают работу в ВУЗе, делятся опытом с казанскими студентами (дизайн-студия Лены Валеевой, студия Марселя Искандарова).
Сейчас в России растет доля промышленного дизайна. Хоть объем такого рода заказов и небольшой (около 100в год), и дизайнеры сталкиваются с большим количеством проблем, но это достаточно выгодная область. В Казани же больше востребован интерьерный и ландшафтный дизайн. Последний особенно популярен в Казани в силу особенностей менталитета заказчика:
Сейчас Казань готовится принять гостей Универсиады 2013года и на создание необходимой инфраструктуры стянуты лучшие кадры. Ведется строительство объектов Универсиады: Дворец Единоборств АК Барс, Академия Тенниса Тимура Тарпищева и т.д. Поэтому грянувший в стране кризис несильно отразится на застройке города. Хочется, чтобы проблемы развития дизайна в Казани не отразились на качестве.