«Современный дизайн: особенности и перспективы развития в Татарстане»

Художественно-литературный салон «Ренессанс».

23 марта 2012г. в Казанском  федеральном университете, в Институте филологии и искусств,   состоялось  очередное заседание художественно-литературного салона «Ренессанс».

Благодаря избранной теме – «Современный дизайн: особенности и перспективы развития в Татарстане» – мероприятие прошло в более широком, чем обычно, формате.

Проблемы  и перспективы современного дизайна волнуют всех, поскольку человек неотделим от материальной стороны своего бытия. Однако нечасто удается заглянуть в творческую кухню дизайнера и узнать, каким образом создаются те или иные проекты, что служит творческим импульсом и т.д.

Художественно - литературный салон " Ренессанс", КФУ Казань

Гости салона:

Искандер Зиннурович Раузеев – председатель Татарстанского отделения Союза дизайнеров России,

Марина Михайловна Мухтарова – директор по развитию Портала о дизайне ,

Тимур Рашидович Нугаев – руководитель проектного бюро «Ивар»,

Александр Викторович Сергеев – зав. кафедрой дизайна КазГУКИ, член Союза дизайнеров России –  всесторонне осветили проблемы спроса и предложения в соответствующем сегменте рынка труда, специфику продвижения проектов, слагаемые конкурентоспособности дизайнера.

Художественно-литературный салон «Ренессанс».В отличие от других творческих профессий,  дизайнер не может работать «в стол», смысл его труда – в практически-преобразовательной деятельности. Поэтому гости салона подчеркивали особую значимость коммуникационной компетентности дизайнера, щедро делились опытом поиска партнеров и методикой самопрезентации. Это и работа в профессиональных союзах и объединениях, размещение информации о  своих проектах в сети интернет, участие в конкурсах и т.д. Информация, полученная не просто от успешных дизайнеров, а от тех, кто сегодня определяет развитие дизайна в Татарстане, уникальна. Она не только обогащает  опыт, но и формирует профессиональное мировоззрение. Судя по активности и разнообразию вопросов, будущие дизайнеры осознали это вполне. Особый интерес у студентов  вызвала работа проектного бюро «Ивар», поскольку его руководитель,  Т.Р.Нугаев, является также преподавателем кафедры изобразительного искусства и дизайна ИФИ.

Возникнув как необходимая составляющая промышленного производства, дизайн сегодня успешно развивается. О перспективных направлениях дизайна, в том числе и на кафедре изобразительного искусства и дизайна, рассказал заведующий кафедрой Расых Фарукович Салахов.

Художественно-литературный салон «Ренессанс».Философия современного дизайна – создание условий для человеческой деятельности, совершаемой по законам красоты – потребовала дифференциации специализаций дизайнера. В планах кафедры значится разработка новых направлений подготовки студентов – это  экодизайн, этнодизайн и дизайн рекламы, что обеспечивает студентам новые возможности профессионального развития.

Традиционный показ моделей костюма студии «TATAR STYLE» (руководитель доцент Р.И. Салахова) перенес зрителей в фантастическое будущее. Модели отчетливо ориентированы  на концепцию футуродизайна,  и в то же время они соответствуют  требованиям классического дизайна  – лаконичности, строгости, отсутствию неоправданной  орнаментальности.

Художественно-литературный салон «Ренессанс».Когда тема обсуждения выбрана удачно, разговор идет в режиме диалога и быстро переключается на обсуждение реальных проблем. Так случилось и на этот раз: спонтанно возникали новые замыслы, рождались предложения о деловом сотрудничестве, в частности о совместной работе архитекторов-реставраторов и дизайнеров в восстановлении исторических зданий Казани.

Классическая и современная, в стиле этно, музыка в виртуозном исполнении студентов Лейсан Мухаметзяновой и Никиты  Савельева придала заседанию салона эмоциональную выразительность.

Два часа профессиональной глубокой беседы протекали, не прерываясь,  как будто сами по себе, что обеспечивается только высоким мастерством ведущего. Михаил Константинович Яо искусно направлял выступления гостей, обеспечивал диалог со слушателями, обобщал, комментировал, деликатно и настойчиво раскрывая идею заседания: гуманистический потенциал современного дизайна. В конце прошлого – начале нынешнего веков произошел окончательный отход от технократической концепции дизайна. Принцип антропоцентризма современного дизайна потребовал обращения к  проблемам эргономики, цветового климата и т.д., а в конечном счете основывается на интересе к человеку и его потребностям.

Светлана Бородина – доцент Казанского университета культуры и искусств,
кандидат педагогических наук.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

* Скопируйте этот пароль:

* Введите или вставьте пароль сюда:

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>