- Махмут Ахатович, 115 лет для образовательного учреждения — немалый срок. Он говорит и о статусе, и о наработанной школе, крепких традициях. А с чего все начиналось?
- Недавно мы сделали выставку в Выставочном зале музея ИЗО РТ на К. Маркса, где показали ретроспективную выставку начала прошлого века. Там представлены такие художники, как Лошадкин. Есть работы более позднего периода, когда преподавал Николай Иванович Фешин. Также представлены работы Ильина, Спиридонова, Сверчкова – художников, которые заложили основы союзам художников республик близлижайших соседей: Чувашии, Мордовии, Марий Эл. Поэтому 115 лет- это важная для нас дата, когда мы можем показать работы художников Казани, оставивших свой след в искусстве.
В 1903 это здание было построено, и сюда были отправлены выпускники Императорской академии художеств в Санкт- Петербурге: Фешин, Зюбанов, Мюфке и т.д
Звездами худ.образования являлись Фешин, Беньков. Они до 20х годов работали преподавателями. Беньков позже уехал в Узбекистан и там заложил основы реалистической школы в живописи. А в 1925 году Фешин уехал в Америку. Конечно, судьба нашей школы трагична: художники были вынуждены уехать из Казани. Поэтому 30е годы мы практически потеряли. Вот сейчас наметился возврат к нашим традициям, к нашей школе. В советское время статус этой школы был поднят до вузов. Мы тогда назывались рабочие художественно-творческие мастерские. Но они имели статус высших учебных заведений. Потом техникум стал – статус немного пониже. Потом училище. Сейчас у нас опять статус техникума, хотя мы называемся училищем.
У нас сейчас параллельно существует КХУ – так оно и осталось. Оно является правопреемником казанской худож.школы. Но на базе КХУ с использованием потенциала педагогов, наработок открыт филиал Московской государственной академический художественный институт имени Сурикова. .И поскольку мы вернули здание в 2005году, сюда приехало руководство академии художеств, оценило великолепную архитектуру и традиции, которые сохранились еще, было принято решение об открытии филиала.
- История очень интересная. Трудные времена были у училища. А специалистов каких направлений искусства сейчас готовит училище?
- Училище готовит специалистов по живописи, дизайну (средовой, предметный, дизайн костюма и т.д). Также в 2000году мы возобновили набор на отделение скульптуры. Оно было открыто Зюбановым. В 10-е 20-е годы 20века оно было закрыто, затем были попытки его реанимировать в 50-е годы, когда учился Нигматуллин, Маликов. И вот сейчас мы уже второй выпуск делаем.
Еще у нас есть ДПИ: керамика, художественная обработка кож, обработка металла. Но пока у нас приостановлена керамика и металл. А вот специалистов по обработке кож мы выпустили в этом году 17человек.
- Какие специальности сейчас наиболее востребованы?
- Сейчас у нас очень большой конкурс на отделение дизайна: до 10 человек на место.
- Как обстоит дело с судьбой выпускников?
- Все трудоустраиваются. Некоторые после окончания училища обучаются у нас в филиале. Некоторые уезжают поступать в Москву.
- Кто готовит Ваших талантов?
- Карасева, Фахрутдинов, Сержантова – молодые специалисты. Это наши выпускники, которые после окончания московских или питерских вузов вернулись к нам преподавать.
- Какие формы социальной поддержки студентов существуют в училище?
- У нас очень неплохая стипендия и для студентов мы оплачиваем общежитие.
- Какие специальности планируете открыть?
- Мы лицензированы по многим специальностям. В том числе и по реставрации. Но пока теоретической базы у нас для этого нет.
- А какие выставки проводятся в училище и как часто?
- Ежемесячно. И обменные выставки с другими вузами, и преподавательские, и студенческие у нас постоянно проводятся.
- Вопрос, может быть, личного характера. Как Вам удается совмещать и творчество и административную деятельность?
- Очень тяжело. Но мне, честно говоря, и то, и другое нравится.
- Что Вы можете пожелать посетителям Портала о дизайне в Казани?
- Возможности современных технологий колоссальные. С помощью интернета, например, можно посетить зал любого музея, посмотреть книги, которые недоступны здесь, в Казани. Но важно, чтобы эти технологии развивали чувство прекрасного. Вот этого и хочется пожелать!