Однажды Старк сказал : «Моя цель – сделать дизайнерскую табуретку за десять евро. Пусть у каждого будет возможность иметь дома хороший дизайн». Но как сделать дизайнерскую вещь доступной для массового потребителя? И нужно ли это?
Вопрос довольно интересный. Во-первых, ценителей дизайна среди представителей среднего и ниже среднего класса не настолько велико, чтобы дизайнеры стали ломать голову над тем, чтобы эстетические качества предмета интерьера не пострадали от того, что он будет сделан не из фибры или углеродного волокна, а, например, из фторсырья.
Во-вторых, человечеством должен двигать прогресс. Дизайнерам куда интереснее работать с технологиями будущего, чем думать о том, куда пристроить хлам. Рано или поздно современные технологии устареют, на смену им придут новые, более продвинутые, и кресло из углеродного волокна будет стоить так же, как кресло из IKEA. А пока дизайнерские вещи недоступны и непонятны большинству обычных людей. Ну почему стол, выполненный по дизайну какого-то французского дядьки, стоит столько же, сколько приличный автомобиль? Разумеется, учитываются очевидные факторы: себестоимость материала, пресс-форм, упаковки-доставки, работы дизайнера. Однако стоимость дизайнерской вещи складывается не только и не столько из этого.
Рассмотрим на примере кресла «Big Easy» от Рона Арада. Изначально оно было выпущено лимитированной серией в его лондонских мастерских. Кресло было сделано из листовой стали. Как часто бывает с первыми «изданиями» таких предметов, их стоимость не определяется четко. Точнее, дизайнер может ее заявить, но в реальности оказывается, что вещь расходится по музеям, и остается только догадываться, за сколько дизайнер согласится отдать оставшийся экземпляр в коллекцию, скажем, нью-йоркского MoMA. Часто некоторые экземпляры лимитированных серий оказываются в частных собраниях. Еще несколько кресел дизайнер обычно оставляет себе, чтобы потом выставить их на аукционе.
Стоимость работ лимитированных серий не ниже 20 тысяч евро. Ведь лимитированные серии призваны поднять стоимость вещей, произведенных промышленным способом. Позднее итальянская фирма Moroso выпустила серию тех же «Big Easy» из вспененной резины — они продавались за 3584 евро.
Еще пару лет спустя кресло появилось в пластиковом варианте за 696 евро — его стала выпускать фирма Magis. Однако в галерее Mourmans в Маастрихте версия этого кресла из углеродного волокна стоила 25 тысяч евро.
Был ли дизайн у пластикового кресла хуже, чем у того галерейного из фибры? Пластик настолько отличается по цене от углеродного волокна? Нет. Более того, пластиковая версия по сравнению с остальными для нормального потребителя куда привлекательней, да и декоративно ярче. Если кресло, скажем, рыженькое.